«Неси культуру повсюду, доченька»
Наталии Ильиничне Сац посвящается…
В фойе РАМТа портрет Наталии Сац разместился в таком месте, будто она сама его и выбирала. Не слишком помпезное, но чтобы держать под контролем центральную лестницу, по которой в театр приходят зрители. Вот уже 73 года минуло с тех пор, как она не хозяйка тут. Но ее непреклонный созидательный дух до сих пор витает в этих стенах…
Человек она была уникальный. Казалось, в театре не было ничего, что бы ее не волновало. Она создавала его на таком невероятном энтузиазме, повторить который невозможно – страсть к созиданию будто была частью ее самой, качеством врожденным и не дававшим ей никогда и ни при каких обстоятельствах опускать руки. Вспоминаю историю, когда в ночь накануне одной из ее премьер в Алма-Атинском театре оперы и балета, она, будучи уже маститым режиссером, вместе с дочерью Ксаной мастерила к спектаклю бумажные хризантемы и ирисы («Да и кто бы стал так долго возиться с этими цветами?»). Или историю с рабочими ЦДТ (и дались ей рабочие сцены!), которые слушались ее больше всех и, поверив, что в детском театре нельзя ругаться, заменили привычные им «крепкие» слова непривычными именами сказочных персонажей. Подумать только! Какой же силой убежденности и ясным представлением собственной цели нужно обладать, чтобы достигать такого взаимопонимания с людьми, такого неразрывного единения со своим делом и таких высочайших результатов! Человек она была уникальный…
Отец
Она родилась в семье композитора и певицы - Ильи и Анны Сац. Отец был не человек – вихрь. Лишь два эпизода о нем – ярких и внушительных, как и он сам.
Когда Илья Александрович еще не был знаменит, он решил завоевать музыкой Иркутск, куда отправил себя в добровольную ссылку. Организовав невероятный по составу и размеру хор, он собрал в него и ссыльных, и власть имущих, и бедноту. Грандиозный концерт пламенных энтузиастов оборвался в самом патетическом месте. На словах «Вырыта заступом яма глубокая» гигантский хор «Иркутск поет» рухнул вместе с подмостками, не выдержавшими собственной мощи. Иркутск был сражен.
Другая история случилась позже уже в Москве. В 1905-м был убит Николай Бауман. Полиция запретила хоронить его с музыкой, и тогда Сац с товарищами по консерватории организовали невидимый концерт. Музыканты были разбросаны по всей улице – у окна за роялем, у ворот, у подъезда, - и когда тело Баумана проносили по переулку, грянул траурный марш Шопена. Стоя на крыше, дирижировал им Илья Сац.
Он писал много и легко. Музыкой была пронизана вся его жизнь, вся его деятельная натура. Такого человека-стихию было нельзя не заметить. Музыку Саца отмечает сам Станиславский, и с этой минуты вся его творческая судьба тесно связана с Художественным театром. Вершина его мастерства – музыка к спектаклю «Синяя птица». Все детство Наташи прошло в атмосфере невероятного безудержного творчества, любовь и глубокое понимание музыки и театра она пронесла через всю свою жизнь. Последний из театров, созданных ею, - Детский музыкальный театр, после ее смерти получивший имя своей создательницы. Здание театра венчает птица, устремленная к небу. Зная историю ее детства, понимаешь, что в этом театре, наверное, и воплотилась мечта ее детства, пока еще не сформулированная, но испытанная годами долгого строительства и неуемного творческого поиска.
В центре ее детских воспоминаний – всегда отец, его значение в жизни Наташи сложно переоценить. Отец – постоянное ощущение фейерверка, праздника. И еще – непреклонной воли. «Воля! Папа учил меня ее воспитывать, закалять, отличать большое устремление к цели «я хочу» от капризного, надуманного «мне хочется».
Значение матери Наташа почувствует много позже. Такова материнская судьба – давать жизнь и разделять с дитем своим тяготы и боли. Наташина мать подарила ей жизнь дважды. Но рассказ об этом - впереди. А пока – первая большая потеря, которую им предстоит пережить. Ранняя смерть Ильи Александровича поставила семью перед необходимостью зарабатывать себе на жизнь.
«Попробуйте поработать»
Если в свои 8 лет Наташина жизнь была насыщенна, но беззаботна: утро в прогимназии Репман, класс по фортепиано, хор, занятия с папой, - то в 12 лет уроки фортепиано она стала вынуждена давать сама. Но при этом молодость, страсть к постоянному росту и движению вперед брали свое. Ей позволили посещать Курсы драмы С.В.Халютиной, где преподавала ее мать, уроки виолочели и скульптуры бесплатно давали друзья папы. И даже на мальчишек она обращала «ноль внимания»: «Меня интересовали те, у кого я могла чему-нибудь научиться».
Пятнадцати лет Наташа пошла устраиваться на настоящую работу. В Театрально-музыкальной секции (Темусеке) Московского Совета Рабочих Депутатов планировался детский отдел, а работника не было ни одного. «Попробуйте поработать». Рабочее место организовалось из выброшенного кем-то кухонного стола. Когда пришли остальные сотрудники, над столом уже красовалась гуашевая надпись «Детский отдел». А на нем – лежали чернильница, ручка и белая бумага, на которой совсем уже скоро появятся грандиозные и вполне осуществимые планы. Их главными героями станут дети и театр.
«Было ли трудно? Очень. Но отец говорил: «Трудности для того и созданы, чтобы их преодолевать»… «Искусство – детям трудящихся». Это ли не самое важное сейчас, когда в школах нет занятий, когда дети предоставлены сами себе?!» Именно революция сделала необходимым и возможным создание в стране театра для детей. Своему времени и своей стране Наталия Ильинична будет благодарна до конца своих дней.
«Тетя Наташа! Здравствуй!»
Театр для детей. С чего он начинался? С разъездных детских утренников для босоногих мальчишек и девчонок, беспризорных и зачастую даже никогда не слышавших слова «театр». Но с самого начала – с самых первых своих «концертов на колесах» - Наташа Сац не допускала халтуры. К своим концертам она, воспитанная на замечательнейших образцах музыки и театра, щедро одаренная встречами со Станиславским, Вахтанговым, Сулержицким, Качаловым, Москвиным, - привлекала лучших артистов. В одном из первых созданных ею театров играли такие мастера сцены, как Михаил Гаркави, Мария Бабанова, Игорь Ильинский.
Позднее в ее первом Московском театре для детей будут лучшие драматурги и композиторы, к каждому из которых она найдет свой Золотой ключик. Кстати, пьесу про Буратино Алексей Толстой после долгой «системы уговоров» и все же найденных ею слов тоже напишет для ее театра. И Сергей Прокофьев, буквальной заболевший идеей Сац создать сказку, которая знакомила бы детей с музыкальными инструментами, будет сочинять вместе с ней и для нее знаменитых на весь мир «Петю и Волка».
«Брать все лучшее от творческих людей, с которыми встречалась, чтобы росла сокровищница произведений искусства, посвященных детям, было моей самой большой страстью…
По-настоящему счастлива я бывала, когда удавалось заметить талантливого человека и увлечь своим, переключить его творчество на детей-зрителей. Писатели Н.Огнев, С.Шервинский, режиссеры Рубен Симонов, Алексей Грановский, Николай Горчаков, Алексей Дикий; художник Н.А.Шифрин – эти имена выдержали испытание временем и вошли в историю искусства… В 30-е годы много талантливой артистической молодежи подметил наш театр, многих композиторов, художников, балетмейстеров увлек творчеством юных. Тихон Хренников, Вадим Рындин, Дмитрий Кобалевский, Эмиль Мэй…»
В детском театре отношение к зрителям была самое уважительное. При театре была создана педагогическая часть, в которой начали выпускать красочные программки, афиши, обращенные к детям, проводились беседы с гардеробщиками, билетерами – всеми, с кем будут общаться дети-зрители. Детей рассаживали по росту в зрительном зале. Но представление еще не начиналось. А было так… вот как описал это в своем фельетоне Михаил Кольцов:
- Тетя Наташа! Здравствуй! Ур-ра-а!
- Здравствуйте, дети! Ну-ка скажите, что я люблю?
- Знаем! Ты любишь разговаривать.
- Да, я люблю разговаривать. А еще что люблю?
- А еще любишь, чтобы была тишина.
- Верно, ребята. Люблю, чтобы была тишина. Вот теперь, когда тихо, я вам расскажу про наш сегодняшний спектакль…
Размах деятельности детского театра, его уровень и профессионализм привлекали в театр все новых и новых талантливых людей, создавали делу Наталии Сац имя и не могли не поддерживать. После одного из спектаклей известный архитектор Виктор Веснин удивлялся:
- Какие артисты, оркестры, какие масштабы, монументальность, художественная четкость – и все это для детей?!!
Слава Наталии Сац распространялась по стране и по миру, о ней знали даже те, кого не знала она. По ее примеру начали создавать театры для детей в других странах – театр Тициан Высоцкой в Варшаве, Милы Меллановой в Праге, Театр для детей в Брно. Для многих она стала той, на которую хотелось равняться.
«Что я задумала утром, я к вечеру должна осуществить»
Она мыслила масштабно: театрами, городами, странами. Ее планы всегда были дерзкими, и она не боялась их размеров. Однажды в далеком 1918-м выйдя перед одним из первых «детских концертов» на сцену Большого театра в старомодном платье и 40-го размера валенках, «тетя Наташа» обратила на себя внимание не только ребятишек, но и министра просвещения Анатолия Луначарского. С тех пор его безграничное к ней доверие и поддержка были путевкой в жизнь многим ее начинаниям. И пусть Московский театр для детей, прародитель нашего РАМТа, был создан лишь с третьей попытки, жизнь его оказалась долгой и состоятельной. И скольким еще театрам «тетя Наташа» даст жизнь!
А пока первому Московскому театру для детей нужно собственное помещение. Здание кино «АРС» заброшено и пустует. Значит нужно получить разрешение разместить театр именно здесь…
Помимо воли и ясного представления своей цели, Наталия Ильинична была, как сказали бы сегодня, эффективным менеджером. Она обладала и способностями дипломата, и знала механизмы функционирования театра не только, как творческого организма, но и как предприятия. Найти деньги, выбить помещение, необходимые материалы для костюмов и декораций – казалось, нет ничего неподвластного этой натуре. Такой всеобъемлющей и нацеленной на результат. «Обратите внимание, - однажды поделилась она с нынешним художественным руководителем РАМТа Алексеем Бородиным, - Я живу по принципу: то, что я задумала утром, я к вечеру должна осуществить». И вместе с тем, как ясно и полно она представляла себе весь театральный процесс, все ступени и тонкости создания спектакля. При этом ей было крайне важно, чтобы люди, прикасавшиеся к театру для детей, обладали высоким профессионализмом и преданностью делу. Если замечала, что человек «тянул всех назад», никогда не боялась расстаться с ним. Жесткость, бескомпромиссность? Да. Иначе не добиться результата. Но при этом – удивительная проницательность во всем, что касается театра.
Несколько раз она была замужем. «Но ни у одного из тех, кого она оставила, не было горечи, бытовой вязи, которая часто бывает, - рассказывает о матери Роксана Сац. - Одно из самых ярких впечатлений моего детства, когда за столом собирались все ее мужчины – Леонид Половинкин, мой папа Николай Попов, Сергей Розанов – и все смотрели не нее влюбленными глазами, и всем она продолжала помогать творчески. Близкие отношения прекращались, но ее человеческая многослойность никогда не иссякала.
|